Изображения
Включить
Выключить
Цвет
А
Белый
А
Чёрный
А
Синий
Стиль текста
А
С засечками
А
Без засечек
Размер текста
Обычная версия сайта

    Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

    1. Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Министерство) с правами юридического лица, наделенным государственно-властными полномочиями и осуществляющим надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

    В состав Департамента входят управления, отделы, обособленные территориальные подразделения (областные, Минское городское управления). В состав обособленных территориальных подразделений (областных управлений) входят межрайонные отделы.

    2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Положением о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1589

    3. Департамент имеет самостоятельный баланс, счета в банках, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь, со своим наименованием и наименованием Министерства, а также иные печати и штампы.

    4. В своей деятельности Департамент взаимодействует со специально уполномоченными государственными органами контроля (надзора), республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, Следственным комитетом Республики Беларусь, Государственным комитетом судебных экспертиз Республики Беларусь, органами прокуратуры, профсоюзами.

    5. Задачами Департамента являются:

    5.1. осуществление надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;

    5.2. выявление и пресечение нарушений законодательства о труде и об охране труда.

    6. Департамент осуществляет полномочия в соответствии с законодательством и не является органом по рассмотрению трудовых споров.

    7. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

    7.1. осуществляет надзор за исполнением органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, работодателями законодательства о труде и об охране труда;

    7.2. заслушивает на заседаниях коллегии Департамента уполномоченных должностных лиц государственных органов, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и работодателей по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда, получает от них объяснения по фактам выявленных нарушений;

    7.3. вносит в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия противоречащих законодательству о труде и об охране труда нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов;

    7.4. вносит предложения соответствующим государственным органам и нанимателям о привлечении к ответственности работников, в том числе должностных лиц, допустивших нарушения законодательства о труде и об охране труда, вплоть до освобождения их от занимаемых должностей;

    7.5. осуществляет надзор за проведением государственными органами, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, нанимателями работы по обучению руководителей и специалистов организаций по вопросам законодательства о труде и об охране труда и требует в необходимых случаях проведения внеочередной проверки знаний по этим вопросам;

    7.6. информирует при необходимости государственные органы, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, органы прокуратуры, работодателей о результатах проведенных проверок соблюдения законодательства о труде и об охране труда для принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений;

    7.7. в случаях выявления нарушений требований по охране труда, создающих угрозу сохранению жизни, здоровью и работоспособности работающих в процессе их трудовой деятельности, информирует для принятия мер государственные органы, имеющие право приостанавливать действие специального разрешения (лицензии), аттестацию, аккредитацию и аннулировать свидетельства и сертификаты;

    7.8. исключен;

    7.9. участвует в приемке законченных строительством объектов производственного и социально-бытового назначения;

    7.10. исключен;

    7.11. требует путем выдачи предписания внесения изменений в технологическую документацию на производственное оборудование, технологические процессы на соответствие требованиям по охране труда;

    7.12. проводит специальные расследования несчастных случаев на производстве и участвует в установленном порядке в расследовании профессиональных заболеваний, а также осуществляет надзор за соблюдением работодателями законодательства о расследовании и учете несчастных случаев на производстве;

    7.13. согласовывает в установленном порядке в пределах своей компетенции проекты технических нормативных правовых актов;

    7.14. осуществляет надзор за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты;

    7.15. осуществляет анализ нарушений законодательства о труде и об охране труда, несчастных случаев на производстве, вносит в установленном порядке предложения по их предупреждению;

    7.15-1. оказывает консультативную помощь сторонам коллективных трудовых отношений в целях предотвращения возникновения коллективных трудовых споров;

    7.15-2. ведет учет возникших коллективных трудовых споров и созданных трудовых арбитражей;

    7.16. ежегодно подготавливает проект доклада Правительству Республики Беларусь о соблюдении законодательства о труде и об охране труда в Республике Беларусь;

    7.17. ведет прием граждан, уполномоченных должностных лиц работодателей по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

    7.18. составляет протоколы и рассматривает дела об административных правонарушениях в случаях и порядке, установленных законодательными актами;

    7.19. рассматривает в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

    7.20. содействует изучению работодателями и работающими законодательства о труде и об охране труда;

    7.21. выявляет факты заключения гражданско-правовых договоров на выполнение работ, которые согласно законодательству о труде должны осуществляться на основании трудового договора, и уведомляет органы прокуратуры о выявленных фактах нарушения законодательства для принятия необходимых мер;

    7.22. устанавливает факты совершения правонарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, предоставляющими работу по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности;

    7.23. исключен;

    7.23-1. взаимодействует в пределах предоставленных полномочий с государственными органами и международными организациями иностранных государств по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, представляет интересы Министерства в этих органах и организациях, а также в установленном порядке подготавливает к заключению международные договоры межведомственного характера;

    7.24. осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

    8. Департамент для осуществления возложенных на него задач и функций имеет право:

    8.1. вносить на рассмотрение Министерства предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, в том числе проекты нормативных правовых актов по указанным вопросам для их утверждения;

    8.2. привлекать при необходимости соответствующих специалистов и работодателей к участию в проведении проверок состояния охраны труда на производстве;

    8.3. запрашивать у республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций информацию по вопросам, входящим в его компетенцию, в порядке, установленном законодательством;

    8.4. требовать от проектных организаций, организаций-производителей внесения изменений в технологические процессы, конструкции станков, машин и другого оборудования, не соответствующие требованиям по охране труда, и вносить в установленном порядке предложения о прекращении их производства;

    8.5. исключен;

    8.6. содействовать в установленном порядке в формировании государственных программ в пределах своей компетенции;

    8.7. организовывать обучение и повышение квалификации государственных инспекторов труда и других работников Департамента, формировать его кадровый реестр;

    8.8. обращаться в суд, рассматривающий экономические дела, с иском о ликвидации организации, в которой выявлено систематическое грубое нарушение законодательства о труде и об охране труда;

    8.9. привлекать на договорной основе научные коллективы, учреждения образования для разработки проектов нормативных правовых актов;

    8.10. рассматривать в установленном законодательством порядке обращения граждан и юридических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

    8.11. осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством;

    8.11-1. вызывать представителей проверяемого работодателя, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого работодателя;

    8.12. осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

    9. Должностные лица Департамента, являющиеся государственными инспекторами труда, имеют право:

    9.1. для проверки соблюдения законодательства о труде и об охране труда свободно проходить на территорию, объекты и в помещения работодателя в порядке, установленном законодательством;

    9.2. знакомиться с документами, ведение которых предписано законодательством о труде, для проверки их соответствия законодательству, получать копии этих документов, если на это отсутствуют установленные законодательством ограничения;

    9.3. запрашивать у республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций информацию по вопросам, входящим в его компетенцию, в порядке, установленном законодательством;

    9.4. получать от работодателей и их уполномоченных должностных лиц необходимые документы, связанные с выплатой заработной платы;

    9.5. исключен;

    9.6. запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты, не отвечающих условиям труда и не соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов;

    9.6-1. в случаях выявления нарушений законодательства об охране труда, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью работающих, вручать (направлять) работодателю предложение о приостановлении (запрете) деятельности работодателя (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования до устранения нарушений, послуживших основанием вручения (направления) такого предложения;

    9.7. изымать для анализа образцы используемых и обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом работодателя, уполномоченного должностного лица работодателя и отсутствия ограничений на изъятие;

    9.8. устанавливать факт нарушения нанимателем законодательства о труде и об охране труда, коллективного договора (соглашения) или трудового договора (контракта), дающего право работнику требовать досрочного расторжения трудового договора (контракта);

    9.9. исключен;

    9.10. исключен;

    9.11. исключен;

    9.12. расследовать в установленном законодательством порядке несчастные случаи на производстве, принимать участие в расследовании профессиональных заболеваний;

    9.13. участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых (реконструируемых) объектов производственного и социально-бытового назначения и принимать решения о возможности ввода их в эксплуатацию;

    9.14. в случаях, предусмотренных законодательством, составлять протоколы по делам об административных правонарушениях;

    9.15. составлять протоколы по делам об административных правонарушениях на уполномоченных должностных лиц работодателя в случаях, предусмотренных законодательством, и направлять их в суд;

    9.16. требовать от работодателей создания необходимых условий для осуществления государственными инспекторами труда своих полномочий;

    9.17. участвовать в работе комиссий для проверки знаний законодательства о труде и об охране труда;

    9.18. осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

    9-1. Директор Департамента, его заместители, начальники областных (Минского городского) управлений, их заместители, начальники межрайонных отделов, уполномоченные в соответствии с их компетенцией, рассматривают материалы проверки и по результатам рассмотрения при установлении нарушений законодательства о труде и об охране труда требуют их устранения в соответствии с законодательством.

    9-2. Директор Департамента, его заместители, начальники управлений, отделов, их заместители, начальники межрайонных отделов, их заместители вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами Департамента.

    10. Государственный инспектор труда осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предоставленных актами законодательства.

    11. Исключен.

    12. Государственный инспектор труда в своей деятельности независим при принятии решения в соответствии с законодательством.

    13. Государственному инспектору труда запрещается разглашать сведения об источнике получения информации о нарушениях законодательства о труде и об охране труда в случаях, определенных законодательством.

    14. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Директор Департамента подчиняется Министру и его заместителю, курирующему деятельность Департамента.

    Директор Департамента является членом коллегии Министерства по должности, имеет заместителей, в том числе одного первого. Заместители директора Департамента назначаются на должность и освобождаются от должности Министром труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Министр) по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь. Заместители директора Департамента являются государственными инспекторами труда Республики Беларусь.

    15. Директор Департамента:

    15.1. исключен;

    15.2. руководит деятельностью Департамента и несет персональную ответственность за реализацию государственно-властных полномочий по осуществлению надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда и выполнение возложенных на Департамент задач и функций;

    15.3. издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения по направлениям деятельности Департамента, утверждает положения о структурных подразделениях и об обособленных подразделениях Департамента;

    15.4. распределяет обязанности между заместителями;

    15.5. представляет интересы Департамента в государственных органах и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь;

    15.6. в пределах, определенных Министерством, на основании законодательства распоряжается имуществом Департамента, в том числе денежными средствами, без доверенности действует от имени Департамента, открывает счета в банках;

    15.7. обеспечивает соблюдение исполнительской и трудовой дисциплины работниками Департамента;

    15.8. осуществляет иные полномочия в пределах своей компетенции.

    16. Директор Департамента является Главным государственным инспектором труда Республики Беларусь, который:

    16.1. подготавливает рекомендации по организации и проведению надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;

    16.2. исключен;

    16.3. ставит вопрос перед компетентными государственными органами о привлечении к ответственности должностных лиц, грубо нарушающих законодательство о труде и об охране труда;

    16.4. принимает решения о направлении государственных инспекторов для проведения проверок, расследования и рассмотрения несчастных случаев на производстве;

    16.5. при рассмотрении жалоб работников и иных граждан, работодателей и их уполномоченных должностных лиц на действия (бездействие), решения государственных инспекторов труда принимает одно из следующих решений:

    16.5.1. оставляет решение без изменения, а жалобу без удовлетворения;

    16.5.2. отменяет решение и направляет жалобу на новое рассмотрение;

    16.5.3. отменяет решение и удовлетворяет жалобу;

    16.5.4. изменяет санкции в пределах, предусмотренных нормативными правовыми актами;

    16.6. выносит в пределах своих полномочий постановления о применении санкций и дает указания, обязательные для исполнения государственными органами, иными организациями, другими работодателями;

    16.7. принимает решения по вопросам, не урегулированным в нормативных правовых актах, технических нормативных правовых актах по охране труда;

    16.8. утверждает по согласованию с Министром структуру и штатное расписание Департамента в пределах установленных численности работников Министерства и расходов на его содержание.

    17. Работники Департамента назначаются на должность и освобождаются от должности директором Департамента. Директор применяет к работникам меры поощрения, налагает дисциплинарные взыскания.

    18. Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов по решению Министерства в Департаменте может создаваться коллегия численностью 7 человек в составе директора Департамента (председатель коллегии), его заместителей, заместителя Министра, курирующего деятельность Департамента, и иных руководящих работников Департамента.

    Положение о коллегии и ее персональный состав утверждаются Министром по представлению директора Департамента.

    В случае возникновения разногласий между директором Департамента и членами коллегии решение принимает директор Департамента, докладывая о нем Министру. Члены коллегии могут проинформировать Министра о своем мнении.

    Решения коллегии Департамента оформляются протоколом.

    19. Финансирование деятельности Департамента осуществляется на основании сметы, утверждаемой Министром в пределах расходов, предусмотренных в республиканском бюджете на финансирование Министерства.

    Ведение бухгалтерского учета и отчетности, делопроизводства осуществляется Департаментом.

    20. Имущество Департамента является республиканской собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

    21. Местонахождение Департамента: 200004, г. Минск, проспект Победителей, д. 23, корпус 2.

  • Яндекс.Метрика