Административная ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда
Административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда установлена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
В соответствии со статьей 2.1. КоАП административным правонарушением признается противоправное виновное деяние (действие или бездействие) физического лица, а равно противоправное деяние юридического лица, за совершение которого установлена административная ответственность.
Согласно статье 2.3 КоАП вина - психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности. Виновным в совершении административного правонарушения может быть признано лишь вменяемое физическое лицо.
Статьей 4.6 КоАП установлено, что индивидуальный предприниматель несет административную ответственность за совершение административного правонарушения, связанного с осуществляемой им предпринимательской деятельностью: в соответствии с санкцией, предусмотренной для индивидуального предпринимателя; в соответствии с санкцией, предусмотренной для физического лица, если индивидуальный предприниматель не указан в санкции.
Юридическое лицо несет административную ответственность, если такое лицо указано в санкции, и данным лицом не были принятывсе меры по соблюдению норм (правил), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
В соответствии со статьей 3.22 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты рассматривают делаоб административных правонарушениях, предусмотренных частями 2-4 и 6 статьи 10.12, статьями 10.13, 10.14, 10.18 и 24.11 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами этих органов. От имени органов Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты дела об административных правонарушениях вправе рассматривать директор Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты и его заместители, начальники управлений, отделов этого Департамента и их заместители, начальники межрайонных отделов областных управлений этого Департамента и их заместители.
Частью второй статьи 10.12 КоАП предусмотрена ответственность за непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров. Санкцияза данное нарушение предполагает наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.
Согласно части третьей вышеназванной статьи невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, иных выплат, причитающихся работнику от нанимателя в соответствии с законодательством, - влекут наложение штрафа в размере от четырех до пятидесяти базовых величин.
Деяния, предусмотренные частью 3 статьи 10.12 КоАП, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, - влекут наложение штрафа в размере от тридцати до ста базовых величин(часть четвертая статьи 10.12 КоАП).
Несоблюдение должностным лицом нанимателя установленного порядка приема работников на работу, режима рабочего времени и времени отдыха работников, предоставления им отпусков, а равно нарушения законодательства о труде, причинившие вред работнику, кроме нарушений, предусмотренных частями 1 - 5 статьи 10.12 КоАП, - влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин (часть шестая статьи 10.12 КоАП).
Статьей 10.13 КоАП установлена ответственность за нарушение требований по охране труда.
Так, согласно части первой вышеназванной статьи нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда - влечет наложение штрафа в размере от пяти до сорока базовых величин.
Если вышеуказанное деяние повлекло травмирование работающих, то санкцией статьи предусмотрено наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин (часть втораястатьи 10.13 КоАП).
Деяние, предусмотренное частью 1 вышеуказанной статьи, совершенное иным работающим, - влечет наложение штрафа в размере до пяти базовых величин (часть третья статьи 10.13 КоАП).
Статья 10.14 КоАП устанавливает административную ответственность несообщение или несвоевременное сообщение страхователем о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании в случаях, предусмотренных законодательством, а равно нарушение установленного порядка расследования такого несчастного случая. Санкция данной статьи за указанное нарушение предусматривает наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин.
Следует отдельно остановиться на статье 10.18 КоАП, предусматривающей административную ответственность за нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров.
Особенностью привлечения к административной ответственности по вышеуказанной статье является необходимость в наличии выраженного в установленном ПИКоАП порядке требования потерпевшего или его законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности (статьи 4.4 КоАП и 9.4 ПИКоАП). Отсутствие такого требования является обстоятельством, исключающим административный процесс (пункт 8 части первой статьи 9.6 ПИКоАП). Согласно статье 10.18 КоАП несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателемс гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством, - влекут наложение штрафана индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до двадцати пяти базовых величин.