Изображения
Включить
Выключить
Цвет
А
Белый
А
Чёрный
А
Синий
Стиль текста
А
С засечками
А
Без засечек
Размер текста
Обычная версия сайта

История становления государственной инспекции труда


Руководители государственной инспекции труда с момента ее основания

СЕЛЕДЕВСКИЙ
Иван Иосифович
– с 1993 по 2003 г.

САДОВНИЧИЙ
Анатолий Петрович
– с 2003 по 2015 г.

СИДОРОВИЧ
Виктор Иванович
– с 2016 по 2021 г.

СЕМИЧ
Александр Владимирович
– с января 2022 г.

Знаменательные даты и события

29 июня

1882 года

Указ Российской империи «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах»

17 мая

1918 года

Принятие Декрета Совета Народных Комиссаров

«Об Инспекции Труда»

10 июля

1918 года

Утверждение Народным Комиссариатом Труда «Наказа Инспекции Труда»

Август

1918 года

Утверждение Народным Комиссариатом Труда Положения об Инспекции Труда

23 июня

1933 года

Принятие постановления ЦИК СССР, СНК СССР и ВЦСПС о слиянии Наркомата труда СССР с ВЦСПС, согласно которому Инспекция Труда и осуществляемые ею функции государства в области охраны труда были переданы профсоюзам

21 января

1944 года

Принятие Президиумом ВЦСПС Положения о техническом инспекторе Центрального профсоюза

22 ноября

1976 года

Воссоздание правовой инспекции труда в Советах и ЦК профсоюзов

17 марта

1977 года

Принятие постановления Президиума ВЦСПС о переименовании технической инспекции профсоюзов в техническую инспекцию труда

21 мая

1993 года

Принятие постановления Совета Министров Республики Беларусь о создании при Государственном комитете по труду и социальной защите населения Государственной инспекции труда

30 сентября

1993 года

Утверждение постановлением Совета Министров Республики Беларусь Положения о Государственной инспекции труда Республики Беларусь и ее структуре

20 ноября

1995 года

Утверждение постановлением Совета Министров Республики Беларусь нового Положения о Государственной инспекции труда при Министерстве труда Республики Беларусь в связи с преобразованием Государственного комитета по труду и социальной защите населения в Министерство труда Республики Беларусь

11 января

1997 года

Преобразование Указом Президента Республики Беларусь Государственной инспекции труда Республики Беларусь в Комитет по инспекции труда при Министерстве труда Республики Беларусь

11 апреля

1997 года

Утверждение постановлением Совета Министров Республики Беларусь Положения о Комитете по инспекции труда при Министерстве труда Республики Беларусь

11 декабря

2001 года

Создание постановлением Совета Министров Республики Беларусь Департамента государственной инспекции труда в структуре Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь с правами юридического лица

27 декабря

2001 года

Утверждение постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

29 июля

2006 года

Утверждение постановлением Совета Министров Республики Беларусь нового Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

В период царствования российской императрицы Анны Иоановны в 1734 году был учрежден надзор за условиями труда в лице одного обер-комиссара и трех комиссаров «для лучшего за фабриками смотрения». Однако тогда Беларусь входила в состав Речи Посполитой, а не Российской империи.

По законам Российской империи

1 июня 1882 года принимается закон, запрещающий ночную работу подросткам до 15 лет и устанавливающий подросткам от 12 до 15 лет 8-ми часовой рабочий день. В этом законе имелось указание о создании специального института особой инспекции. Указом российского императора Александра III от 29 июня 1882 г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» для надзора за исполнением постановлений о работе и обучении малолетних рабочих была учреждена особая инспекция. Данная инспекция действовала на основании инструкции, утвержденной Министром финансов по соглашению с Министрами внутренних дел и народного просвещении. С этого дня можно начинать отсчет деятельности инспекции труда.

Законом Российской Империи от 1 июля 1882 года была образована сначала находившаяся в ведении Министерства финансов, а позже – Министерства торговли и промышленности Фабричная инспекция для надзора за исполнением законов, циркуляров и предписаний о труде. Закон был важным государственным актом, призванным навести элементарный порядок на производстве, пресечь произвол фабрикантов. За нарушение этого закона, например,владельца фабрики могли оштрафовать на сумму до 100 рублей (в то время немалые деньги) или даже арестовать на срок до одного месяца. Естественно, наказания предусматривались и для рабочих: за нарушения правил техники безопасности или условий трудового договора.

Эта мера была предпринята в связи с ростом стачечного движения рабочих по защите своих трудовых прав. Однако учреждение царским правительством Фабричной инспекции свелось лишь к назначению сначала всего 5, затем – 20 инспекторов на всю Россию. Это были люди, в какой-то степени озабоченные условиями труда, положением работников, и особенно детей и подростков.

Среди первых инспекторов были экономисты, юристы, врачи и только один из девяти был инженером по специальности. В фабричную инспекцию шел цвет русской либеральной интеллигенции.

Несмотря на малочисленность, первые фабричные инспекторы доставляли много хлопот фабрикантам. И дело даже не в том, что они практически сумели сделать для улучшения условий труда фабричных рабочих. Сам факт создания первой Фабричной инспекции, несомненно, послужил расширению и совершенствованию организации государственного надзора за производством, разработке новых законов об инспекции и об охране труда.

Деятельность Фабричной инспекции, рост и организованность рабочего движения заставили императорское правительство принять меры по регламентации отношений между рабочими и предпринимателями.

В этой связи постепенно расширялись и права Фабричной инспекции, увеличивалась ее численность, а 30 мая 1903 года был принят специальный закон «О Фабричной инспекции» и учреждена Горная инспекция.

В Положении об инспекции труда, включенном в Устав, обнаруживается тесная связь дореволюционных Фабричных инспекций с территориальными административными органами и полицией. Например, в Уставе записано, что «местные чины Фабричной инспекции действуют под руководством губернатора (градоначальника, обер-полицмейстера)… Чины городской и уездной полиции сообщают Фабричной инспекции о всех дошедших до сведения полиции случаях нарушения порядка и благоустройства на фабриках и заводах…».

За короткий период своего существования Временное Правительство успело только в апреле 1917 года предложить сделать инспекцию труда выборной и установить ее ответственность перед рабочими организациями.

Цель Советов – охрана жизни, здоровья и труда

Почти сразу после провозглашения Советской вслед за декретами о мире, о земле был принят декрет Совета Народных Комиссаров о восьмичасовом рабочем дне. За ним последовали декреты об увеличении пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев, о предоставлении всем трудящимся ежегодных отпусков с сохранением содержания и др.

В ноябре 1917 года в составе учрежденного Народного Комиссариата Труда был организован отдел охраны труда.

В это же время во всех губерниях, уездах и промышленных центрах активно шло формирование местных органов Народного Комиссариата Труда. К концу 1917 года на совещании местных комиссариатов труда и профсоюзов был поставлен вопрос об учреждении выборной рабочей инспекции труда.

В январе 1918 года на I Всероссийском съезде Комиссаров Труда было поддержано предложение о создании выборной инспекции труда в системе Народного Комиссариата Труда.

С учетом этих предложений 17 мая 1918 года состоялось заседание Совета Народных Комиссаров, на котором рассматривался проект декрета «Об Инспекции Труда». Проект был одобрен и подписан председателем Совета Народных Комиссаров В. Ульяновым (Лениным), Народным Комиссаром Труда А. Шляпниковым, Управляющим Делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевичем.

В Декрете было указано, что инспекция труда «имеет целью охрану жизни, здоровья и труда всех лиц, занятых какою бы то ни было хозяйственной деятельностью, и распространяется на всю совокупность условий жизни трудящихся как на местах их работы, так и вне этих мест».

Необходимо отметить, что инспекции были предоставлены широкие полномочия. Инспекторы и инспектриссы труда имели право свободного доступа во всякое время во все без изъятия места работы, отдыха и жилья трудящихся и их семей. Они были наделены правом привлекать виновных к суду, а также налагать денежные взыскания (в пределах, установленных особой инструкцией) за неисполнение или нарушения декретов, постановлений и других подобных актов Советской власти и непринятие необходимых мер по охране безопасности, жизни и здоровья трудящихся.

10 июля 1918 года Народный Комиссариат труда утвердил «Наказ инспекции труда», которым регламентировалась деятельность инспекции, а в августе того же года был утверждено «Положение об Инспекции Труда».

Этими документами были заложены основные организационные принципы и правовые основы деятельности Инспекции Труда: выборность, подразделение на техническую и правовую, а позже и санитарную, наличие широких властных полномочий для пресечения нарушений.

В основе своей такой порядок вещей сохранился без существенных изменений до 1933 года.

В составе профсоюзов

23 июня 1933 года было принято постановление ЦИК СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и ВЦСПС о слиянии Народного Комиссариата СССР с ВЦСПС, согласно которому инспекция труда и осуществляемые ею функции государства в области охраны труда были переданы профсоюзам. Следует отметить, что в 1933 году в ведение профсоюзов были переданы и специализированные государственные инспекции – санитарная, горнотехническая и котлонадзор.

Так начался новый этап в истории инспекции труда, который продолжался чуть более 60 лет.

В первый период инспекции труда были созданы при ЦК профсоюзов, т.е. по производственно-отраслевому принципу. Общее руководство инспекциями труда осуществлялось ВЦСПС, а на местах – местными советами профсоюзов. Наделение профсоюзов государственными функциями было соответствующим образом закреплено в законодательстве.

Однако уже с 1935 года инспекции труда в системе профсоюзов организовывались только по производственно-отраслевому принципу и полностью подчинялись отраслевым ЦК профсоюзов.

В предвоенные годы была проведена очередная реорганизация: в 1936 году горнотехническая инспекция, а в 1937 году котлонадзор были подчинены соответствующим наркоматам. В 1935 году при Совете Народных Комиссаров СССР создается Государственная санитарная инспекция, и уже к 1940 году в ЦК профсоюзов не было санитарных инспекторов.

После освобождения от функций специализированного надзора деятельность профсоюзов была сосредоточена на осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и технике безопасности.

В 1940 году было завершено образование единой технической инспекции профсоюзов вместо имевшихся ранее правовой и технической. В связи с этим Президиум ВЦСПС 21 января 1944 года принял «Положение о техническом инспекторе Центрального профсоюза». Ведущей фигурой по осуществлению оперативных функций государственного надзора в области охраны труда стал технический инспектор профсоюза.

Необходимо отметить, что эта реорганизация инспекции труда имела и ряд отрицательных моментов. Она ослабила правовую работу профсоюзов и усложнила задачи технических инспекторов, которые, не имея специального юридического образования, вынуждены были сочетать в своей работе специфические функции технической инспекции с функциями правовой инспекции.

В связи с перестройкой управления промышленностью и строительством в 1957 году ВЦСПС передал техническую инспекцию профсоюзов в ведение советов профсоюзов. Затем в 1966 году руководство технической инспекцией профсоюзов было вновь передано отраслевым профсоюзам. Однако под руководством советов профсоюзов продолжали оставаться технические инспекции профсоюзов работников торговли, просвещения, здравоохранения, некоторых других отраслей.

Все технические инспекторы профсоюзов, несмотря на такую двойственность в подчиненности, были наделены одинаковыми, достаточно обширными властными полномочиями, вытекающими из законодательства о труде и «Положения о техническом инспекторе профсоюзов».

В 1958 и 1966 годах в положения об инспекции профсоюзов вносились дополнения и изменения. Также специальные постановления по вопросам работы инспекции труда принимал ВЦСПС.

22 ноября 1976 года была снова воссоздана правовая инспекция труда вначале в советах и ЦК профсоюзов, а затем и в отраслевых профсоюзных органах среднего звена.

Постановлением Президиума ВЦСПС от 17 марта 1977 года техническая инспекция профсоюзов была переименована в техническую инспекцию труда.

В условиях суверенной Республики Беларусь

После провозглашения государственной независимости Республикой Беларусь техническая и правовая инспекции труда работали в соответствии с положениями, утвержденными Советом Федерации профсоюзов Беларуси.

В с вязи с начавшимися в начале 90-х годов в республике преобразованиями социально-экономического и политического устройства были по-новому разграничены функции государственных органов, профсоюзов и других общественных организаций и политических партий. Это потребовало внесений соответствующих изменений в законодательство: 22 апреля 1992 года был принят Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах», а 15 декабря 1992 года Верховным Советом были внесены изменения и дополнения в Кодекс законов о труде Республики Беларусь.

На основании этих изменений в национальном законодательстве 21 мая 1993 года Советом Министров Республики Беларусь было принято постановление № 335 было принято решение о создании Государственной инспекции труда Республики Беларусь, которая начала осуществлять свою деятельность с 1 октября 1993 года.

С этой даты в Республике Беларусь профсоюзы осуществляют только общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.

При создании Государственной инспекции труда Республики Беларусь за основу были приняты основополагающие принципы Международной организации труда.

В 1994 году с деятельностью Государственной инспекции труда Республики Беларусь знакомилась миссия Международного Бюро Труда, которая отметила, что деятельность Государственной инспекции труда Республики Беларусь отвечает принципам международных норм. Это заключение указанной миссии послужило основанием для ратификации в 1995 году Верховным Советом Республики Беларусь Конвенции Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле».

В феврале 1997 года Государственная инспекция труда Республики Беларусь была преобразована в Комитет по инспекции труда при Министерстве труда Республики Беларусь с сохранением выполняемых инспекцией функций.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» на базе Комитета по инспекции труда постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2001 г. № 1781 в структуре вновь образованного Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь был создан Департамент государственной инспекции труда, положение о котором было утверждено постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 декабря 2001 г. № 22.

В связи с вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь было утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 959. На основании этого Положения Департамент осуществляет свою деятельность до настоящего времени.

Основные изменения и дополнения были внесены в него в связи с принятием Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата», Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и указов Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» и от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

С декабря 2012 г. Департамент государственной инспекции труда является полноправным членом Регионального альянса инспекций труда стран-участников СНГ и Монголии.

За годы своего существования Департаментом государственной инспекции труда, всеми его работниками была проделана значительная работа по повышению результативности проводимой работы, совершенствованию взаимодействия с другими государственными органами надзора и контроля, прокуратурой, местными органами власти и управления.

Конечным результатом работы Департамента государственной инспекции труда является вклад в общее дело снижения травматизма на производстве, предупреждения нарушений трудовых прав работников. Достаточно отметить, что если в 1993 году в Республике Беларусь на производстве погибло 459 человек, то в 2017 году – 115 человек. Этот показатель ниже, чем, например, в Российской Федерации, в Украине, в других странах СНГ, и приближается к аналогичному показателю экономически развитых стран Европы.